Будущее – за свободным ПО?
- Подробности
- Категория: IT
Будущее – за свободным ПО?
Людей, готовых ответить на этот вопрос утвердительно, в мире и в России становится все больше. Это показала и прошедшая в декабре в Москве конференция, организаторы которой, не мудрствуя лукаво, назвали ее просто: «Почему будущее за свободным ПО».
В основе концепции свободного программного обеспечения (СПО), которую более трех десятилетий назад сформулировал американский программист Ричард Столлман (Richard Stallman), лежит неприятие «авторского права» как неоправданного ограничения свободы, тормозящего прогресс человечества и мешающего установлению дружеских связей между людьми. По представлениям Столлмана, различие между свободным и проприетарным ПО состоит не в технических деталях - это прежде всего нравственное различие. Свободным можно назвать ПО, которое предоставляет пользователям «четыре свободы»: свободу запускать программу и использовать ее с любой целью; свободу изучать работу программы и адаптировать ее к своим потребностям (для этого пользователям должен быть доступен ее исходный код); свободу распространять программу и, наконец, свободу модифицировать программу в соответствии со своими представлениями и распространять копии модифицированной программы.
Естественно, что у этой концепции много противников; немало и тех, кто считает идеи Столлмана утопическими. Тем не менее, движение сторонников СПО ширится и добивается определенных успехов. В России его сторонников объединяет Российская ассоциация содействия развитию свободного ПО (РАСПО). Ее президент Андрей Коротков считает, что уходящий год стал переломным в плане развития СПО в нашей стране. Компания «ПингВин Софтвер», выиграв конкурс на разработку «Национальной программной платформы» (НПП), консолидировала ресурсы различных компаний и отдельных программистов, разрабатывающих СПО, и в сжатые сроки реализовала первый этап НПП - ее научно-исследовательскую часть. Созданы прототипы операционной системы, сборочной среды, базы данных и более десятка информационных систем, внедрение которых начнется уже в будущем году и позволит компаниям и индивидуальным пользователям экономить на закупке ПО значительные средства. «Все программы, созданные на бюджетные деньги, - считает Андрей Коротков, - должны быть доступны всем». В то же время предстоит устранить немало препятствий на пути распространения СПО - в частности, решить вопрос о юридическом оформлении СПО в организациях (для этого потребуется внести изменения в действующие законы), определить условия участия в разработке НПП создателей коммерческих программ и разработать стандарты и требования, обеспечивающие совместимость СПО, созданного независимыми разработчиками.
По мнению исполнительного директора «ПингВин Софтвер» Дмитрия Фишелева, единые требования к продуктам на базе СПО позволят создать конкуренцию программных продуктов и будут способствовать развитию программирования в нашей стране. «Мы возродим индустрию разработки ПО в России, - считает он, - разрушенную в последнее время». Для этого потребуется провести еще много работы - в частности, создать репозитарий для готовых программ и механизм проверки программ перед помещением в репозитарий и т. д.
Предполагается, что российский рынок СПО, объем которого в 2009 году составил 2,2 млрд руб., в 2012 г. вырастет до 5 млрд руб. В 2015 году государственные организации должны перейти на СПО, разработанное в рамках НПП. По предварительным оценкам, благодаря этому в период с 2012 по 2020 год только на закупке лицензий на ПО зарубежного производства страна сэкономит около 138 млрд рублей.
Одной из важнейших задач на пути развития СПО остается разработка открытых стандартов. Однако только стандартов недостаточно, считает вице-президент по разработкам ЗАО «РОСА» Владимир Рубанов. Чтобы стандарты работали, необходимо создать автоматизированные средства тестирования приложений на соответствие стандартам. Еще один важный аспект разработки СПО, отметил Владимир Рубанов, это необходимость разработки мирного и военного сценариев работы ИС в нашей стране.
Генеральный директор ГНУ/Линуксцентра Павел Фролов и консультант НЦПР Надежда Черний привели примеры внедрения СПО в российских компаниях финансового сектора, таких как «Тройка Диалог», и сети супермаркетов «Кей». Переход на СПО не только дал серьезную экономию, но и позволил повысить надежность и отказоустойчивость ИС.
IT News